ЦБ разъяснил условия работы страховщиков в период до 11 мая 2020 г.

Установление режима нерабочих дней с 6 по 8 мая включительно не распространяется на организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам), следует из подпункта «е» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

К таким организациям могут быть отнесены страховые организации, обеспечивающие исполнение своих обязательств по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования, страхования жизни, страхования от несчастных случаев и болезней и по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности, указывает пресс-служба Банка России.

Для сохранения возможности непрерывного доступа предприятий и населения к критически значимым услугам банкам и некредитным финансовым организациям необходимо обеспечить предоставление данных услуг в первую очередь через цифровые сервисы и удаленные каналы. Организация обеспечения оказания данных услуг осуществляется с учетом необходимости перевода максимального количества сотрудников на удаленный режим, отметил регулятор.

В целях защиты интересов предприятий и граждан в случаях невозможности осуществления критически важных финансовых услуг через цифровые сервисы и удаленные каналы банкам и указанным некредитным финансовым организациям следует обеспечить возможность проведения данных операций в офлайн-режиме. Особое внимание в данном случае должно быть уделено соблюдению требований по недопущению распространения коронавирусной инфекции.

Помимо лиц, непосредственно занятых обслуживанием клиентов в дежурных офисах и осуществляющих поддержку предоставления дистанционных услуг, Банк России рекомендует финансовым организациям ограничиться необходимым минимумом присутствия в офисах работников IT-подразделений, бухгалтерии и других подразделений бэк-офиса.

Для информирования клиентов о режиме работы офисов, изменениях в порядке предоставления услуг и работе онлайн-сервисов Банк России рекомендует банкам и некредитным финансовым организациям своевременно обновлять данную информацию на официальных интернет-сайтах либо предоставлять ее потребителям и клиентам иным доступным способом.

Читайте также  ЦБ выдал «Сбербанк страхованию» лицензии на два вида обязательного страхования

Банк России исходит из того, что обязательства по финансовым сделкам, срок исполнения которых приходится на нерабочие дни c 6 по 8 мая, должны исполняться должниками в срок, предусмотренный договором. Для сделок, срок исполнения которых приходится на праздничный нерабочий день 1 мая, выходные дни с 2 по 5 мая включительно, днем окончания срока считается 6 мая; для сделок, срок исполнения которых приходится на праздничный нерабочий день 9 мая, выходные дни 10 и 11 мая, днем окончания срока считается 12 мая (с учетом сроков нерабочих дней, определенных пунктом 1 Указа Президента).

При этом Банк России также исходит из того, что кредиторы, действуя добросовестно, будут учитывать фактические возможности должника по исполнению соответствующего обязательства, наличие или отсутствие в его распоряжении возможности дистанционного обслуживания, а при отсутствии такой возможности — также режим ограничительных мер, которые применяются в соответствующем субъекте Российской Федерации и могут повлиять на возможность клиента посетить офис финансовой организации для своевременного совершения операций.

Соответственно, в случае нарушения обязательства по финансовым сделкам в нерабочие дни с 6 по 8 мая по причине действия ограничительных мер и отсутствия у должника возможности исполнить обязательство с использованием сервисов дистанционного обслуживания Банк России рекомендует не применять к должнику меры гражданской правовой ответственности или иные неблагоприятные последствия нарушения договорных обязательств, в том числе в виде начисления повышенных процентов, взимания неустойки (штрафа, пени), обращения взыскания на заложенное имущество и др.

Информация о предоставляемых в этот период некредитными финансовыми организациями формах отчетности будет доведена до некредитных организаций дополнительно.

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг продолжит рассмотрение поступающих обращений потребителей финансовых услуг в обычном режиме.