Эксперты минздрава заявили о несоответствии системы ОМС принципам страхования

В чрезвычайной ситуации страховые компании оказались вне финансовых рисков. В условиях эпидемии COVID-19 фактически единственной стороной, которая реально несет финансовые риски в системе ОМС, являются медицинские организации. Такое положение дел прямо противоречит принципам страхования, заявили эксперты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава в аналитическом докладе «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении», пишет портал «Медвестник».

«В соответствии с действующим законодательством, страховщиком в системе ОМС, вопреки логике, выступают не страховые медицинские организации, а Федеральный фонд ОМС», — подчеркивается в документе под редакцией руководителя ЦНИИОИЗ академика РАН Владимира Стародубова. В нем перечислен ряд недостатков, критичных, по мнению экспертов, для работы системы ОМС и требующих проработки с участием специалистов после того, как волна эпидемии пойдет на спад.

Среди них, в частности, жесткая система оплаты в системе ОМС, не предполагающая финансового обеспечения стационаров клиник, находящихся в режиме ожидания (готовности), но не оказывающих непосредственно медицинскую помощь, а также при резком снижении объемов плановой помощи. Последний тренд связан с ростом расходов на оказание отложенной медицинской помощи, в том числе из-за обострения хронических заболеваний, объем которых еще предстоит оценить, отмечают в ЦНИИОИЗ.

По предварительным оценкам, приостановка диспансеризации и профосмотров может привести к недополучению медорганизациями, работающими в системе ОМС, порядка 50 млрд р.

«Чрезвычайная ситуация проиллюстрировала глобальные недостатки системы ОМС: отсутствие четких механизмов компенсации медорганизациям потерь от снижения плановых объемов медицинской помощи, ответственности Федерального фонда ОМС по обязательствам территориальных фондов ОМС, вызванных объективными причинами, дефицит гарантий софинансирования со стороны федерального бюджета», — считают авторы доклада.

Решение проблемы они видят в возврате СМО функций страховщика при условии создания механизма финансовой ответственности этих организаций, совершенствовании способов оплаты медицинской помощи и компенсации выпадающих доходов и дополнительных расходов ЛПУ на период простоев из-за перепрофилирования и нахождения в режиме ожидания.

Читайте также  «Сбербанк страхование» предложило услугу выгула собак «самоизолированных» москвичей

В ЦНИИОИЗ считают принимаемые меры по поддержке ЛПУ адекватными и работающими в значительной мере в большинстве регионов на опережение при текущем уровне распространения коронавирусной инфекции. Но отмечают, что при более негативном сценарии развития эпидемии системе здравоохранения потребуются дополнительные ресурсы. При этом поступление страховых взносов в фонд ОМС будет снижаться.

Пока государство отвечает по обязательствам системы ОМС только в пределах бюджета ФОМС, который в кризисных ситуациях испытывает дефицит средств, отмечают авторы доклада. Они предлагают законодательно закрепить положение о покрытии дефицита бюджета фонда за счет средств федерального бюджета, а также предусмотреть прямую финансовую поддержку территориальных фондов ОМС за счет средств региональных бюджетов.

Среди других предложений ЦНИИОИЗ: подготовка нормативных правовых актов о сроках и порядке возврата коек, перепрофилированных в инфекционные, в прежний профиль и компенсациях медорганизациям на эту работу. Актуален также вопрос о судьбе ресурсов, не использованных непосредственно для борьбы с коронавирусом.

«Необходимо, чтобы в нормативных правовых актах заблаговременно были закреплены положения, касающиеся особенностей применения норм в особых ситуациях, аналогичных нынешней», — резюмируют авторы доклада.